четверг, 8 октября 2009 г.

"Исследование рынка Автоматизированных Систем Расчетов", выступление на конференции "OSS/BSS 2"


Рынок автоматизированных систем расчётов.

Модель предоставления услуг, а не продажи товаров становится все более популярной. Но предоставление услуг требует отдельных процессов. Как известно, отрасль Инфокоммуникационных технологий (ИКТ) основана на услугах – услугах мобильной связи, услугах доступа в Интернет, телематических услугах и т.п., поэтому соответствующие программные средства значительно более развиты именно в ИКТ компаниях. Биллинг или автоматизированная система расчетов (АСР)– самая популярное, а иногда и обязательное программное обеспечение в ИКТ, но как его приобретают? Почему меняют?

Предпосылки исследования.
Достоверным фактором является то, что мы очень мало внимания уделяем в нашей повседневной работе управленческим расследованиям, а именно они являются источником для фактов и дальнейшего принятия решений, одной из основных функций менеджмента – принятия решений. Часто в практике принимаются решения на основе вкусов и это выдаётся за экспертную оценку, хотя на самом деле даже элементарный анализ, который можно привести, не совершая каких-либо значительных дополнительных затрат, помог бы нам существенно более объективно и обоснованно принять решения. Давайте посмотрим с этой точки зрения на всем нам известные системы биллинга - АСР. Очевидно, что биллинг является станком, печатающим деньги, образно говоря, для телекома, потому что именно в нём формируются начисления, на основании которых позднее выставляются пакеты бухгалтерских документов, собираются платежи и, собственно говоря, производятся все расчёты. Мы понимаем, что биллинг – это неотъемлемая часть любой компании оператора связи. Процессы, связанные с биллингом постулированы, как одна из процессных группировок в карте процессов eTOM – стандарте ITU. Мы понимаем, что существуют легендарные биллинговые системы в сотовых операторах, где произвести расчеты в режиме близком к реальному времени фантастически сложно, но есть и биллинговые системы небольших операторов «домашних сетей», где требования к расчетам значительно проще.
Биллинговые системы как коммерческий программный продукт имеют свой жизненный цикл. В моей памяти автоматизированные системы расчетов появились более 15 лет тому назад. Они, естественно не были такими совершенными, как сейчас. Тогда это были некоторые одиночные уникальные разработки. Часто говорили, что биллинг нужно было писать под конкретную компанию. Затем появились платформенные решения, потом кастомизируемые системы биллинга. Отрасль стандартизировалась. Может быть и биллинг, как любой коммерческий программный продукт, должен прийти к коробочному варианту, когда заранее известна цена и куда можно пойти и купить.
По моему опыту, существует несколько поколений биллинга. Одно поколение сменяется другим. Каждое поколение живёт приблизительно 5 лет, то есть существуют циклы развития биллинга. Я решил самостоятельно проверить, наступил ли следующий этап. Следующий этап жизни в цикле жизни биллинга, когда он станет коробочным.

Контрольные вопросы
Итак, контрольные вопросы, которые я себе задал перед исследованием. Естественно, все хотят иметь современную коммерческую гибкую систему биллинга. Потребность на рынке существует. Спрос на биллинг не падает. Правда, иногда вопрос приобретения биллинга становится более актуальным, иногда – менее. Если спросить любого коммерческого директора, хочет ли он новый гибкий биллинг, естественно никто не откажется. Многие наверняка участвуют в проектах по смене биллинга, спрос и даже дефицит биллинга существуют. Понятие дефицита означает, что существующие предложения не совсем отвечают спросу. Ясно, что нужно рассматривать спрос и предложения в совокупности. Как оценить спрос? Для этого нужно исследовать потребителей. Как оценить предложение на рынке автоматизированных систем? Оценить поставщиков.
Еще несколько слов о рынке АСР. Сами АСР становятся с каждым годом сложнее. Но насколько зрелыми становятся предложения на рынке, какой преобладает из путей развития рынка? Как известно, существуют два пути развития рынка: «technology push», при котором технология предлагает что- то новое, а потребители следуют за новшествами. Например, вначале существовала фиксированная телефония, затем появилась технология, позволяющая сделать общение мобильным. Затем появилось третье и четвертое поколения мобильных сетей. И каждый раз потребитель стоит перед выбором последовать за развитием технологии или подождать следующего толчка. Второй путь, - marketing-pull, при котором потребители могут формулировать свои требования к продуктам следующим образом: сколько времени можно носить эти тяжелые аппараты, когда уже изобретут, наконец-то, легкие батарейки, которые бы быстро не заканчивались, которые можно было бы реже заряжать. И технологические компании стоят перед выбором пойти на поводу у потребительского спроса или нет.
Когда компания решает, что необходим новый биллинг? Кто принимает решения этого вопроса? Что значит «биллинг устарел»? Хочу добавить, что даже сформулировать вопросы для исследования - важная веха в понимании вопроса, о котором мы говорим. Конечно, данное исследование не ставит целью дать все ответы. Уместны ли проекты по смене биллинга во время кризиса? Кризис – время, когда нет средств на инфраструктурные изменения. Хотя с другой стороны, может, именно в кризисное время нужно выводить на рынок новые услуги и менять биллинг. Кто является целевой аудиторией для АСР? Кто выбирает АСР? Кто принимает решение о покупке АСР? Возможно, в других отраслях существует потребность в учете услуг?
Вернемся к рассмотрению предложения АСР. Различные поколения АСР могут существовать одновременно. Всегда существуют АСР индивидуальной разработки, так же как шьют ведь, например, костюмы на заказ индивидуально. Это то же самое. Существуют наценки за бренд и др.
По каким критериям выбирают АСР? Существует мнение, что необходимо делать аналитические отчеты с множеством критериев. Но часто ли потом выбирается какой- либо биллинг по критериям? Существуют значимые и незначимые критерии. Незначимых много. Перечислять их нет смысла. А что представляют собой значимые критерии? По каким критериям выбирать продукт? Что влияет на принятие решений? Понятно, что замена биллинга - это не такой простой проект. Как известно, существует два глобальных подхода: параллельное использование двух систем - новой и старой, или остановка старой, включение новой системы. Компания выбирает разные подходы в зависимости от своих потребностей. Когда компания вливается в холдинг - это одна ситуация, когда выходит с новой услугой на рынок - это другая ситуация.

Методы исследования
Я сторонник научного подхода к менеджменту, поэтому, проанализировал различные варианты исследования в зависимости от преследуемых целей. Общеизвестно, что существуют поисковые, описательные, причинно-следственные, тестовые, прогнозные цели исследования. От цели зависит метод исследования. В данном случае я выбрал поисковую цель, то есть найти, поэтому в данном случае я ориентировался на интуитивно- творческие методы. Результаты моего исследования хочу представить.

Основание для исследования.
Когда я задумался над тем, как оценить емкость этого предложения на рынке АСР, то решил искать основания в том, что эти автоматизированные системы расчетов должны быть сертифицированы, то есть необходимо получить сертификат. С этим сталкиваются сейчас все компании. Поэтому я решил почитать в законе о связи, где можно посмотреть на список сертифицированных автоматизированных систем . Существует четыре органа сертификации. Они имеют разный принцип публикации данных о системах прошедших сертификацию. Некоторые из них публикуют списки того, что они сертифицируют, некоторые- нет. Попытка дозвонится так же не увенчалась успехом. Нужен был список всех сертифицированных систем расчётов действительных на территории России. Хороший пример – это центр сертификации ОС АНО "ЦЭС "Инфоком". Он имеет вебсайт, можно зайти на него, набрать соответствующий поиск, высветятся все информационные системы сертифицированных расчётов. Так я и сделал. На сайте их оказалось 157. Весь этот список или нет, то есть полный этот список или частичный, - неизвестно. Поработаем с этим списком.
Таким образом, получив список одного из органов сертификации, я задался вопросом, полный это список или частичный, что этот список содержит? Хотелось найти именно уникальные предложения, повторения производителей были не интересны. Кроме того, в общем списке имелись данные с окончанием срока действия сертификата до 2009 года, то есть старые системы. Устаревшие данные не интересовали и поэтому были удалены. С такими допущениями список сузился. Дальнейшая визуальная проверка выявила из 108 – 18. Эти 18 достаточно известны, известны мне лично, не буду их перечислять. Вернёмся к вопросу: полный ли это список из 108 ми АСР?
Неожиданно для себя я обнаружил дополнительный список, гораздо более авторитетный. По плану я собирался зайти на сайт производителя каждой АСР из списка и посмотреть – это компания-оператор или поставщик АСР. Понятно, что купить операторскую систему невозможно, её сделал для себя оператор, она скорее всего уникальна. Искать сайты я собирался по названию АСР в поисковой системе Яндекс. Первый же запрос выдал ссылку на документ, находящийся на сайте Министерства связи. Он содержит полный список автоматизированных систем на февраль 2008 года по всем четырём органам сертификации. Это была неожиданная находка и скорее всего содержимое этого файла не было задумано его составителями для публикации. Но для моего исследования эта информация стала полезной. Отмечу, что вебмастеру я сообщил о том, что у него лежит документ, который, скорее всего, не является публичным.
Тем не менее, имеем 161 АСР – это список, достаточно авторитетный и полный. Несмотря на то, что рынок этих систем ограничен, он получил оценку ёмкости. С чем это можно сравнить? С количеством молока на полках супермаркета или количеством кофе на прилавках: 161 сорт кофе – это существующее предложение. Много это или мало – сказать сложно, но это предложение.

Промежуточные выводы.
Единого источника информации об автоматизированных системах нет. Узнать рынок АСР, его ёмкость, макроэкономические показатели не от куда. Качественные аналитические исследования в Интернет отсутствует. Имеются работы студентов по исследованию 2х-3х систем вглубь, но никто не исследовал ёмкость рынка АСР, все исследования 2х-3х систем сводились к попытке вывести своеобразные критерии и сравнить АСР между собой. Эти сравнения не имеют большого смысла. Если в списке есть Amdocs, и он занимает 23% мирового рынка программного обеспечения для Телекома, то понятно, что это лидер, - с чем его можно сравнить. Платные исследования в Интернет есть, но они очень ограниченные. Выводы из них можно сделать, на мой взгляд, очень узки.

Классификация АСР.
Как классифицировать АСР? Имеются ли для этого какие-либо сегменты? Я предложил следующие критерии:
• Количество внедрений
• Есть ли на сайте производителя цена (прайслист)
• Коробочное решение или нет
• Наличие веб-интерфейса
• Ограничение по услугам
• Платформа (Unix, Windows)
• Конвергентность
Есть ли у АСР цена – это показатель зрелости системы, показатель коробочного продукта. Представьте, вы приходите в магазин, а на прилавках стоит кофе без цены. По каким критериям Вы будете выбирать кофе? Неужели по форме банок? Отсутствие цены делает продукт вещью в себе. Цена должна быть. Следующий критерий. Коробочное решение можно скачать с сайта производителя. Вернёмся к образной аналогии, Вы должны на полке с кофе увидеть ценник, взять кофе, заплатить за него в кассе и использовать. Точно так и с автоматизированными системами расчётов. Вы видите АСР на сайте производителя, читаете описание, устанавливаете, смотрите, если нравится, то покупаете и пользуетесь. Следующий критерий это наличие личного кабинета – возможности для абонентов узнать информацию о своих расчетах через Интернет. Прошло время, когда делали систему для двухуровневой архитектуры клиент-сервера, и только потом, дорабатывали к нему отдельную приставку в виде личного кабинета. Современные АСР обладают трёхуровневой архитектурой. Но здесь имеются ограничения. Конвергентность – это тоже важное понятие, оно означает, имеется или нет в системе возможность ведения единого счёта абонента.
Что такое рынок в общепринятом понимании? Рынок – это когда есть покупатели и продавцы, спрос и предложение, когда срабатывает ценообразование, есть возможность рассматривать макроэкономические показатели (эластичность, дефицит, перепроизводство и так далее), рынок – это конкуренция. Алигополия – это не рынок, это просто, что называется, поделили сферы влияния. Конкуренции здесь особо нет. Есть какие-либо межличностные отношения, есть сложные критерии выбора и так далее.
В результате я посетил сайт каждого производителя или оператора, владеющего АСР, из того списка (108 посещений) я выбрал рыночные предложения. На мой взгляд, наличие таких предложений, свидетельствует о том, что АСР созрели до коробочного продукта. Каждое решение является полноценным и законченным. Там можно производить отбор первичных записей, настройку услуг, предложения, тарификацию плановых цен, можно регистрировать абонентов автоматически через договор-оферту, можно вносить самостоятельно оплату абонентам, смотреть потребление услуг. Всё это полноценно, сертифицировано, поэтому можно использовать в соответствии с российским законодательством (то есть не противоречит закону). Вот это один из результатов исследования.
Два слова о спросе на АСР. Большим сегментом спроса являются отели, рестораны и кафе (HoReCa), предоставляющие клиентам услуги доступа в Интернет. Жилищно-коммунальная служба так же выдвигает требования к услугам и, соответственно, ищет сейчас для себя АСР. Естественно, в данное время возникают новые операторы связи, такой сегмент сейчас существует. Существующие операторы обновляют АСР. Мы постоянно слышим о том, что та или иная (малая или большая) компания, решила обновить свою АСР. Но существую достаточно экзотические сегменты спроса. Например, сейчас и библиотеки стали представлять доступ в Интернет. Значит, библиотеки так же должны иметь сертифицированные АСР. Они становятся провайдерами со всеми вытекающими из этого последствиями. Игровые клубы, так же в будут нуждаться в АСР.

Выводы.
Мои исследования по данному вопросу не закончены. Я буду продолжать систематизировать знания в этой области. Эта тема меня интересует. Я хотел бы иметь более полное представление о том предмете, который, как я считаю, я хорошо знал, и стал знать лучше после данного исследования.
Сгущая краски, можно сказать, что существует новое поколение АСР, которые можно купить за электронные деньги (webmoney) в 23.00 в субботу. А в понедельник уже реализовывать тестовые услуги. На мой взгляд, это важный и значимый этап в развитии АСР. Таких АСР уже около 10. Некоторые из них я лично проверил и остался очень доволен функциональностью.

Считалики